Войти


Контрактная система в действии – трудностей не избежать

Новый год наступил, а вместе с ним в сферу государственных закупок пришла «эпоха» контрактной системы. И если в ожидании этого события было принято обсуждать Закон о ФКС», то сейчас участникам предстоит на практике убедиться в эффективности новации.

О том нужна ли контрактная система говорили много. Одни придерживались позиции, что менять ничего не нужно, следует лишь усовершенствовать ФЗ № 94. Другие, наоборот, активно отстаивали закон о ФКС, убеждая, что в новых условиях можно будет избежать растрат бюджета и сэкономить до 1 трлн. руб. ежегодно. Не смотря на споры и разногласия, документ вступил в силу, и руководствоваться им теперь предстоит всем участником государственных закупок.

Полное раскрытие информации, антидемпинговые меры, реестр банковских гарантий, тщательное планирование каждого этапа закупки, новые способы размещения заказов, контрактная служба – это далеко не все новации, с которыми придется считаться поставщикам и заказчикам. В рамках нового закона будет контролироваться не только этап заключения контракта, но и этап его исполнения. Специалисты отмечают, что трудностей в работе в условиях контрактной системы избежать не удастся. Путем проб и ошибок предстоит пройти заказчикам и исполнителям.

·      Закон о ФКС предусматривает увеличение процедур размещения заказа. Поэтому поставщикам, подрядчикам предстоит ознакомиться с регламентом проведения двухэтапного конкурса, запроса предложений, конкурса с ограниченным участием. И только после этого принимать участие в тендерах, организованных одним из указанных способов.

·      В приоритете конкурентные процедуры проведения закупок. Если аукцион либо конкурс признаны несостоявшимися, то заказчику предстоит вновь организовать их. К возможности заключить контракт с единственным поставщиком по новому закону заказчик может прибегнуть после трех неудавшихся попыток проведения конкурса. Специалисты отмечают, что эта мера существенно увеличит сроки определения потенциального исполнителя контракта.

Отныне процедура торгов – контролируемая сфера деятельности. О каждом этапе проведения торгов заказчику предстоит разместить данные в Единой информационной системе. При этом полномочия по осуществлению контроля имеют не только ФАС, Казначейство РФ, Рособоронзаказ, госведомства, но и общественные контролеры. Эксперты в сфере закупок отмечают неготовность последних выполнять возложенные на них функции. Специалисты ВШЭ провели опрос. Выяснилось, что 62% респондентов не имеют практики участия в общественных обсуждениях государственных закупок. Впрочем, проблема с кадрами существует и у заказчиков, которые должны назначить контрактного управляющего либо создать контрактную службу на своих предприятиях. По требованию закона эти специалисты также должны пройти соответствующую подготовку на  курсах.

 

 Источник: bankir.ru