Войти


Федеральная контрактная система заработает с нового года

Действие Федерального закона № 94 прекратится в новогоднюю ночь. В новом году на смену нынешней системе госзакупок, по сей день подвергающейся резкой критике, придет федеральная контрактная система, о необходимости введения которой давно говорили в Торгово-промышленной палате. По мнению экспертов, экономия, полученная в результате введения контрактной системы госзакупок, может превысить 1 трлн рублей.

На встрече с членами экспертного совета при правительстве премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что, не дожидаясь нового года, он подписал постановление об обязательности раскрытия информации об участниках госзаказа при закупках стоимостью 1 млрд рублей на федеральном уровне и 100 млн рублей – на региональном. Это будет одной из норм контрактной системы в сфере госзакупок, которая начнет действовать с 2014 года. Раскрываемая информация должна содержать сведения о бинефициарах, об органах управления, о руководителях компаний, а также о соисполнителях и субподрядчиках.

Глава правительства выразил уверенность в том, что контрактная система будет способствовать снижению коррупции, отметив, что в системе государственных закупок она развита повсеместно и масштабы этого явления очень велики. «У нас у всех есть надежда, что закон, который рождался в трудах и боях, все-таки поможет и эту проблему решать», – сказал он.

«Для того, чтобы закон заработал в полную силу, необходимо будет до конца 2015 года разработать и принять 53 акта правительства, причем 37 из них должны быть внесены уже в этом году и приняты», – добавил премьер.

Существующая система госзакупок стала олицетворением коррупционности российской власти. По данным ВЦИОМ, обнародованным на заседании экспертного совета, 80% россиян недовольны действующей системой госзакупок и сомневаются в ее прозрачности и справедливости. 45% респондентов из числа специалистов считают, что почти все закупки являются коррумпированными, еще 38% – что таких как минимум половина. При этом большая часть этих специалистов – 65% – высказалась за кардинальное изменение системы госзакупок.

Данные ВЦИОМ подтверждает недавний доклад Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). По заключению его авторов, в половине сверхдорогих госзакупок конкуренция заведомо ограничивается. Эксперты ассоциации в первом полугодии этого года проанализировали 116 процедур госзакупок на сумму более 258 млрд рублей.

Сравнительный анализ показал, что признаки намеренного ограничения конкуренции были обнаружены в половине рассмотренных процедур. Самым популярным способом стало размещение не всех необходимых документов. Заказчики также указывали неправильный классификационный код продукции, а в трех случаях документация была неоправданно разбита на множество архивов.

В соответствии с новой системой госзакупки должны будут проводиться заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путем закупки у единственного поставщика через открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах или услугах они вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, должны создать у себя контрактные службы.

В соответствии с новым законом, правительство будет устанавливать случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

Законом предусматривается пять расчетных методов определения заказчиком начальной или максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком или подрядчиком, которые включают в том числе анализ рынка.

Источник: tpp-inform.ru