Экспертное мнение

Особенности изменения условий контракта на поставку лекарственных препаратов

В отличие от договора, заключенного по 223-ФЗ, контракт, заключенный по 44-ФЗ изменить достаточно сложно. Оговорюсь, что речь идет об изменениях существенных условий контракта. Несущественные условия можно менять сколько угодно раз, это лишь вопрос дополнительной работы для контрактного управляющего. А чем существенные условия контракта отличаются от несущественных?


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Ответ на этот вопрос дает статья 432 Гражданского Кодекса: существенными условиями контракта являются такие условия, по которым обязательно должно быть достигнуто соглашение сторон.
То есть, нарушение существенного условия одной стороной может, в принципе, быть неприемлемым для другой стороны, уничтожить ее выгоду от подписания контракта. А нарушение несущественных условий ни в каком случае не может повлиять на выгоду другой стороны. Поэтому цена контракта, срок действия и срок поставки лекарственных препаратов, характеристики поставляемого товара, адреса поставки – все это существенные условия. А вот реквизиты поставщика или заказчика, имя и должность подписанта не будут существенными условиями.

Отдельным вопросом является остаточный срок годности (ОСГ) поставляемого лекарственного препарата. Это условие поставки (а ОСГ ближе к условию поставки, чем к характеристике поставляемого товара) может быть и существенным, и несущественным в зависимости от ситуации, в которой находится заказчик. Тема ОСГ стоит того, чтобы посвятить ей отдельную статью, что я непременно сделаю в ближайшее время.
Но вернемся к существенным условиям. В 44-ФЗ существует только 4 возможности изменить существенные условия контракта, при этом такие возможности должны быть обязательно прописаны в двух местах: в документах закупки и в проекте контракта.
Итак, стороны контракта по согласованию могут:

1. Уменьшить цену контракта без изменения прочих условий поставки и характеристик товара;
2. Уменьшить (увеличить) цену контракта не более, чем на 10% с пропорциональным уменьшением (увеличением) количества поставляемого товара;
3. Уменьшить количество товара, поставляемого по контракту или изменить сроки исполнения контракта в случае, если заказчику-казенному учреждению снизили лимиты бюджетных обязательств;
4. Заменить указанный в спецификации (приложении к контракту) товар на товар с улучшенными характеристиками.



Если с тремя первыми пунктами все более или менее понятно, и их реализация не зависит от особенностей поставляемого товара, то в четвертом случае специфика лекарственных препаратов имеет существенное значение.
Дело в том, что помимо 44-ФЗ в рамках Федеральной контрактной системы существуют еще два нормативно-правовых акта, ограничивающих возможность замены товара. В частности, Постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289 запрещает любую замену как препарата, так и его производителя, в том случае, если закупка препарата из перечня ЖНВЛП осуществлялась монолотом (1 МНН). А Приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155, в свою очередь, запрещает замену препарата из ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизстан) на импортный препарат из страны, не входящей в ЕАЭС. Кроме того, в случае поставки лекарственного препарата не всегда ясно, что является улучшением характеристик. Ни импортное происхождение, ни больший ОСГ таковыми совершенно точно не являются, как не является улучшением и снижение цены контракта. Более или менее обосновано можно считать улучшением меньшее количество (отсутствие) противопоказаний и отсутствие несовместимости с другими лекарственными препаратами.

В любом случае, доказывать контрольному органу улучшение в случае проверки придется заказчику, так что задача поставщика – обеспечить заказчика убедительной аргументацией.
И еще один аспект, связанный с улучшением: поставщик может улучшать свое предложение, но оно, даже в улучшенном виде, не должно противоречить техническому заданию. В противном случае заказчик обязан расторгнуть контракт и направить информацию о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Напоследок замечу, что ответственность за необоснованное изменение существенных условий контракта несут обе стороны, и заказчик, и поставщик. Если контрольный орган признает изменение контракта не соответствующим нормам 44-ФЗ, то, по ч. 4 статьи 7.32 КоАП РФ должностному лицу заказчика полагается штраф в 20 тысяч рублей, а юридическим лицам заказчика и поставщика – штрафы по 200 тысяч рублей каждому. Такой же штраф положен, если заказчик и поставщик не стали фиксировать изменение контракта в допсоглашении, а изменили контракт по факту, оформив закрывающие документы так, будто изменения условий не было. Правда, в этом случае контрольному органу придется доказать, что изменение контракта вообще имело место.


Запишитесь на тренинг Константина Петухова