Экспертное мнение

Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств
по итогам 1ого квартала 2019г.


Людмила Баландина
Руководитель отдела стратегического
развития
Представляем вашему вниманию аналитический обзор рынка закупок ЛС по итогам 1 квартала текущего года.
ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ: ЦЕНА ЗАКАЗА И ЦЕНА ПОБЕДИТЕЛЯ, МЛРД РУБЛЕЙ
Наблюдается небольшой прирост по итогам первых кварталов 2018-2019: 12% к 2018 году по объемам завершенных аукционов, 9% по начальной сумме тендера.

Количество опубликованных тендеров выросло значительно – с 72 тысяч в 1ом квартале 2018 года до 100 тысяч в 1ом квартале 2019 года, то есть рост почти в 1,5 раза. При этом количество отмененных аукционов выросло в 2,5 раза – с 10 тысяч до 24 за те же сравниваемые периоды. Количество завершенных аукционов выросло на 18%. Фактически, большой прирост числа опубликованных аукционов компенсируется значительным ростом доли отмененных тендеров.

ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА, МЛРД РУБЛЕЙ
ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ, 2018г.-1кв 2019г.
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ 2018г.-1кв 2019г.
В течение последних 1,5-2 лет происходят плавные постепенные изменения в способах размещения заказов.

Доля способа «открытый аукцион» неизменно высока – это основной способ размещения, но имеет тенденцию к снижению – с 80% в 1ом квартале 2018 до 74% в 1ом квартале 2019 года.

Заказы все чаще и чаще размещаются через схему закупки у единственного поставщика – это второй по значимости способ (16%), рост с 11% (1кв 2018г.) до 19% (1кв 2019г.).

Третий основной способ размещения заказа через запрос котировок также имеет тренд на снижение доли в основной массе закупок.

По ФЗ-44 размещается примерно 80% всех объемов закупок, по ФЗ-223 – 20% с небольшими колебаниями по конкретным кварталам.

В рамках ФЗ-223 основным способом размещения заказа является закупка у единственного поставщика (61,6 млрд рублей, 42,5%), вторым по значимости – запрос котировок (56,4 млрд рублей, 38,9%), а на открытый аукцион приходится всего 23,1 млрд рублей или 16%.

По ФЗ-44 85,6% аукционов размещается как открытый электронный аукцион.

Разница в способах размещения заказа видна и по рыночным сегментам, в льготном сегменты большую роль играют запрос котировок и закупка у единственного поставщика (по 14%) и такой тип аукциона как СПИК (8%).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА, 1кв 2019г.
СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА, 1кв 2019г.
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПО ФО, 1кв 2019г.
В структуре способов размещения заказов наблюдается заметная разница по географическому принципу.

В Северо-Западном, Северо-кавказском и Центральном ФО 76-78% приходится на открытый аукцион в электронном виде.

В Приволжском и Уральском ФО открытый аукцион занимает всего 45-47% и очень высока доля закупок у единственного поставщика (35-40%).

В Южном ФО доля закупок у единственного поставщика минимальна (4%), зато часто используется запрос котировок (28%).

А в Центральном ФО этот способ размещения заказа практически не используется (3%).

СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПО ФО, ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2017/2018/2019
КАТЕГОРИЯ ЗАКУПОК ПО ЗАВЕРШЕННЫМ АУКЦИОНАМ, 2018г.-1кв 2019г.
ИТОГИ 1ого КВАРТАЛА 2019г. - КОММЕНТАРИИ
В 1ом квартале 2019 года наблюдается небольшой прирост по итогам первых кварталов 2018/2019: 12% к 2018 году по объемам завершенных аукционов, 9% по начальной сумме тендера.

Количество опубликованных тендеров выросло значительно – с 72 тысяч в 1ом квартале 2018 года до 100 тысяч в 1ом квартале 2019 года, при этом такой заметный рост числа тендеров при не очень высоком темпе роста денежных показателей объясняется возросшей долей отмененных аукционов.

Льготные закупки первых кварталов 2018/2019 практически не изменились, а госпитальные значительно выросли в 2019 году – на 40%, но такой рост может быть связан с перераспределением закупок по кварталам внутри года.

Сохраняется тенденция на постепенное сближение начальной максимальной цены заказа и цены победителя.

Также заметен тренд на постепенное уменьшение доли основного способа размещения – «открытый аукцион» в пользу закупок у единственного поставщика. В Приволжском и Уральском федеральных округах этот способ занимает более трети от всех объемов закупок.

*Если в тендерной документации не указана категория закупки или её не удалось идентифицировать при изучении данных тендера, то такие заказы были отнесены к категории «Прочее» (объем такой категории заметно вырос за последние годы). Анализ некоторых критериев и характеристик во многом затруднен в связи с неполнотой данных заявленных в конкурсной документации.