Экспертное мнение

Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств
по итогам 2019

1. Расчеты основаны на данных ИАС HWC «Мониторинг тендерных закупок ЛС, медоборудования и расходных материалов».

2. Период проведения аукционов – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. Временные интервалы построены по дате публикации аукциона.

3. Основой для формирования базы тендеров является сайт zakupki.gov и независимые площадки.

В 2019 году примерно 10% от общего количества тендеров размещено на других площадках, но по итоговым суммам контрактов на их долю приходится всего 0,5% от общего объема рынка закупок ЛС.

4. Объемы закупок рассчитываются по информационных полям «Начальная максимальная цена лота» (НМЦ) и «Цена Победителя по протоколу».

4. Принятые сокращения и обозначения:

НМЦ – начальная максимальная цена при публикации аукциона

Цена победителя – финальная стоимость поставки в рамках аукциона, предложенная участником-победителем. Имеет положительно значение для завершенных аукционов и нулевое - для отмененных.

ФЦП – федеральные целевые программы (12 нозологий, Гепатиты и ВИЧ, Вакцинопрофилактика)

ДЗМ – Департамент здравоохранения Москвы
КОЛИЧЕСТВО ОПУБЛИКОВАННЫХ АУКЦИОНОВ
ОТМЕНА АУКЦИОНОВ - ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ОТМЕНА АУКЦИОНОВ – НМЦ, МЛРД РУБЛЕЙ
СПРАВКА И ПРИМЕРЫ ПО ПЛАНАМ-ГРАФИКАМ
ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА, ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ
Аукционы КП «Воронежфармация» (справочно)
ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ: ЦЕНА ЗАКАЗА И ЦЕНА ПОБЕДИТЕЛЯ, МЛРД РУБЛЕЙ
ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ
ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ,
% от общего количества тендеров
ЗАВЕРШЕННЫЕ АУКЦИОНЫ, 2019г.
ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
По способу размещения заказа тендерный рынок разделен между тремя основными способами размещения – открытый аукцион, запрос котировок и закупка у единственного поставщика.

Неизменным за весь рассматриваемый период является лидирующее положение закупок в рамках категории «открытый аукцион в электронной форме», но в 2016г этим способом было размещено только 72% от общего объема заказов в денежном выражении, его доля уменьшилась на счет резкого роста доли закупок в форме запроса котировок, проводимых в рамках ФЗ-223 (минимальное значение), в 2019г доля закупок в форме открытого аукциона составляет 83%.

Доля закупок у единственного поставщика составляет примерно 10% за последние 3 года и довольно стабильна.

Также в 2017-2018гг было разыграно два специальных инвестиционных контракта (СПИК) в Москве на поставку онкологических препаратов с условием создания производства (5-6% от общих объемов).

СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ, 2019г
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА, 2019г
Наибольшее количество проводимых аукционов в 2019г традиционно принадлежит Центральному федеральному округу, на его долю приходится более половины проведенных торгов – 55% (316 млрд рублей). Это значительно больше показателей прежних лет, до 2017г доля ЦФО составляла 42-43%, в 2019г доля ЦФО выросла еще на 2% по сравнению с 2018г.

Еще около 11% аукционов на сумму 63 млрд рублей были проведены в Приволжском ФО; на третьем месте находится Сибирский ФО (8%, 48,5 млрд рублей).

Общее распределение повторяют картину 2018г.
ТОП-20 СУБЪЕКТОВ РФ, 2019г
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПО ФО, 2019г
КАТЕГОРИЯ ЗАКУПОК ПО ЗАВЕРШЕННЫМ АУКЦИОНАМ
КАТЕГОРИЯ ЗАКУПОК - КОММЕНТАРИИ
В период 2013-2018гг постепенно растет закупочная активность в рамках «Национального календаря прививок». Объем закупок по программе вакцинопрофилактики увеличился более чем в три раза: с 4,5 млрд рублей в 2013г до 22 млрд рублей в 2019г с небольшим снижением объемов в 2018г (13,3 млрд рублей) в ценах победителей.

Также в 2019г можно отметить значительный прирост закупок лекарственных средств в рамках Федеральной программы «7/12 нозологий» (в конце 2018г в программу включены 12 нозологий). Закупки в рамках этой программы в 2017г вернулись на уровень 44-46 млрд рублей после «провала» в 2016г, в 2018г объемы финансирования программы значительно выросли – до 62 млрд рублей (прирост 35%), и этот рост устойчиво продолжился в 2019г – 84 млрд руб с ростом 36%.

В 2017г в отдельную категорию выделены закупки антиретровирусных препаратов «ФЦП Гепатит В,С/ВИЧ», в 2019г объемы закупок остались примерно на уровне 2017-20187г (26 млрд рублей).

И госпитальный, и льготный сегменты показывают хорошую динамику прироста объемов рынка в 2019г. Госпитальные закупки выросли на 46%, а закупки для обеспечения населения льготными лекарствами – на 12%. В какой-то степени такой рост госпитального сегмента может быть вызван передачей закупок онкологических препаратов непосредственно в сами ЛПУ при последующем финансировании их из средств ФОМС на определенных условиях. Например, МГОБ №62 закупила по этой схеме препаратов более чем на 3 млрд руб в 2019г.

Если в тендерной документации не указана категория закупки или её не удалось идентифицировать при изучении данных тендера, то такие заказы были отнесены к категории «Прочее» (объем такой категории заметно вырос за последние годы). Анализ некоторых критериев и характеристик во многом затруднен в связи с неполнотой данных заявленных в конкурсной документации.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, 2019г
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕННЫМ АУКЦИОНАМ
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, 2019г
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ - КОММЕНТАРИИ
На предыдущих слайдах приведена схема бюджетирования закупок по федеральным округам в 2019г.

Значительная доля в финансировании за счет средств федерального бюджета присутствует только в Центральном федеральном округе (48% от общего объема заказов), поскольку именно к ЦФО относится финансирование федеральных программ льготного лекарственного обеспечения, а также центральных военных госпиталей, расположенных в Москве и Московской области.

Средства регионального бюджета используются при финансировании наиболее активно в Северо-Западном (39%), Дальневосточном (36%) и Уральском ФО (36%), наименьшая доля регионального финансирования наблюдается в Приволжском округе (21%). Специфическая картина распределения источников финансирования в Приволжском округе вызвана тем, что основной объем закупок в Нижнем Новгороде проводится через областную фармацию

И маркируется как средства бюджетного учреждения (38%). Аналогичная ситуация в Татарстане и Красноярском крае.

Средства ФОМС наиболее востребованы в в Южном (36%) и Северокавказском (35%) округах и на Дальнем Востоке (33%), при этом в СКФО практически не используются другие источники финансирования (3%). Также другие источники практически не задействованы в Сибирском ФО (3%).
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАКУПОК ПО АТС В 2019г
ТОП-20 ЗАКАЗЧИКОВ, 2019г
ТОП-50(1) ПОСТАВЩИКОВ, 2019г
ТОП-50(2) ПОСТАВЩИКОВ, 2019г
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2019г
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ и ПРИВОЛЖСКИЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2019г
СИБИРСКИЙ и ЮЖНЫЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2019г
УРАЛЬСКИЙ и СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2019г
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ и СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФО
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, 2019г
В 2017г произошло снижение объемов проводимых аукционов по сравнению с 2016г. Это снижение вызвано большим количеством тендеров, разыгранных в конце 2016г в ожидании изменения правил проведения торгов с 1 января 2017г. Желание многих заказчиков опубликовать и разыграть аукционы по привычным правилам привело к резкому увеличению всех рыночных показателей в 2016г по сравнению с 2015г. В 2017г таких ожиданий у заказчиков не было, плюс часть необходимых закупок уже была разыграна в 2016г, поэтому 2017г в сравнении с 2016г демонстрирует падение основных объемов и количества участников (в частности, компаний-дистрибьюторов).

В 2018г ситуация выровнялась и стала соответствовать долговременному тренду на постепенный рост общих объемов закупок.

В 2019г общий объем закупок лекарственных средств существенно вырос за счет дополнительного финансирования федеральных программ и старта проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». В целом рынок вырос на 23%, значительно выросли основные сегменты бюджетного рынка – ФП 7(12) нозологий на 36%, «льготные закупки» (12%) и госпитальный сегмент на 46%, остальные сегменты не уменьшились.

Прирост денежной массы в основном сконцентрирован в закупках противоопухолевых препаратов (группа АТС L), а также закупках антимикробных препаратов системного действия (группа АТС J).

Активный старт программы по борьбе с онкозаболеваниями виден также и по другим признакам – впервые за последние годы в рейтинг заказчиков попали непосредственно сами ЛПУ, в бОльшей части это онкологические диспансеры республиканского и областного значения, а лидерами рейтинга являются два известных онкологических центра Москвы и Санкт-Петербурга – МГОБ №62 и СПб КНПЦ СВМП(о).

Плюс в 2019г на российский рынок вышло несколько дорогостоящих оригинальных противоопухолевых препаратов, что также сказалось на увеличении общей суммы закупок.
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО РЫНКА ЛС В 2019г
Самой главной особенностью закупочного 2019г является возникновение огромного количества отмененных аукционов в первой половине года. К концу года ситуация немного выправилась, но отрицательный тренд все равно виден по итогам года в целом. В большинстве случае отмена тендеров вызвана отказом поставщиков выходить на аукционы с низкой НМЦ, которая возникла по причине новой схемы расчета, введенной с января 2019г.

Доля отмененных заявок в целом по стране составляет 25%, но по отдельным группам препаратов эта доля существенно выше.

Около 10% от опубликованных планов-графиков так и не удалось разыграть в 2019г, несмотря на то, что часть этих аукционов объявлялась повторно.

Большое количество отмененных аукционов привело к перебоям с поставкой лекарственных препаратов по отдельным субъектам федерации, которые не смогли оперативно провести повторный розыгрыш.

Основные лидеры среди компаний-поставщиков остались на своих местах с небольшой ротацией между позициями рейтинга, но в целом ситуация с распределением ролей дистрибьюторов остается стабильной. Рейтинг на протяжении нескольких лет возглавляют ПАО Фармстандарт и АО Р-Фарм.

В целом, в 2019г. на бюджетном рынке лекарственных средств продолжаются основные тренды и тенденции, происходящие на протяжении последних 5-6 лет.

Общие объемы рынка растут, особенно в рамках национальных программ, основные игроки остаются на своих местах, глобальная структура распределения и затрат принципиально не меняется. Но каждый год имеет свои особенности, связанные с организационными аспектами функционированием системы государственных закупок в нашей стране.