Экспертное мнение

Обзор изменений, вводимых в действие в 2022-2023 годах Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ (Оптимизационный пакет) и Федеральным законом от 01.07.2021 №277-ФЗ


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Знающие люди говорят, что если неотрывно смотреть на 44-ФЗ, то видно, как он потихоньку меняется. А если кто-то отвлекся от своих наблюдений на пару дней в начале июля, то, думаю, вернувшись, был крайне удивлен. Поскольку поменялось фактически все и сразу.
Давайте рассмотрим некоторые из тех изменений, которые, по мнению автора, существенны при бюджетных продажах лекарственных препаратов и медизделий.
Сразу оговорюсь, что обзор будет краткий, только самое основное. Полный вариант тянет на трехчасовой тренинг, который автор уже активно проводит в корпоративном формате.
Итак, начнем с малого. В смысле, малого предпринимательства. Для него 277-ФЗ приготовил два приятных сюрприза:
Во-первых, в следующем году минимальная доля закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) составит не менее 25% от совокупного годового объема закупок заказчика (СГОЗ) вместо нынешних 15%
Во-вторых, существенно сокращаются сроки оплаты по контрактам заключенным в результате закупок по ст. 30 Закона 44-ФЗ, то есть только для СМП. Если извещение размещено в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022, то оплата - в течение не более чем 10 рабочих дней. Если же такое извещение размещено в ЕИС с 1 января 2023 года, на оплату заказчику дается не более 7 рабочих дней.
Впрочем, и для закупок без преференции для СМП сроки оплаты также планируется сократить.
Если извещение о такой закупке размещено в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 – оплата должна быть произведена в течение не более чем 15 рабочих дней. А если извещение размещено в ЕИС с 1 января 2023 года - не более чем за 10 рабочих дней.
Еще одним плюсом для маленьких и начинающих станет появление специальных организаций-гарантов для СМП.
Это фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), являющиеся участниками национальной гарантийной системы поддержки МиСП, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии МиСП в РФ». Эти организации помогали с гарантиями для СМП и раньше, но косвенно, гарантируя банку обеспечение выданной банком гарантии. Теперь фонды смогут выдавать гарантии сами. Соответственно, в связи с расширением видов гарантов, гарантии теперь будут называться не банковскими, а независимыми.

Однако нет плюсов без минусов. Таким минусом в случае участия начинающих тендерных продавцов в закупках будет универсальная предквалификация.
Для участия в закупке с НМЦК от 20 миллионов рублей участник должен будет предъявить доказательства исполненного за последние три года контракта на сумму не меньшую, чем 20% от НМЦК закупки, в которой он хочет принять участие. При этом такой контракт может быть исполнен с неустойками, однако они должны быть полностью оплачены.

Следующий важный момент коснется всех участников закупок, как малых, так и больших. В настоящее время сумма обеспечения подачи заявки блокируется на спецсчете в течение 1 часа с момента окончания срока подачи заявок. Если в этот момент средств на счете нет или операции по нему заблокированы, например, налоговой, площадка вернет заявку, и от этой закупки участнику придется отказаться. Со следующего года средства будут блокироваться в течение часа с момента подачи заявки. Соответственно, если со спецсчетом что-то не так, участник успеет податься еще раз, исправив проблему или приобретя независимую гарантию.

Совершенно принципиальные изменения произошли в порядке проведения открытого электронного аукциона
Их достаточно просто перечислить, чтобы вы поняли всю значимость этих перемен для работы тендерного отдела:
  1. Заявка будет состоять не из двух частей, как сейчас, а из одной части.
  2. Электронные торги начинаются через 2 часа после окончания срока подачи заявок.
  3. Время на подачу ценового предложения уменьшится с 10 минут до 4 минут, а максимальная длительность первого этапа электронных торгов будет ограничена 5 часами.
  4. В случае признания победителя аукциона уклонившимся, №2, а за ним и №3 будут обязаны заключить контракт, также как и не отозвавшие свои заявки №4, №5 и т.д. Отказ заключить контракт – перспектива попадания в РНП.
  5. Существенно поменялись нормативные сроки выполнения действий по подписанию контракта сторонами при сохранении общего 10-дневного срока, не ранее которого заказчик может подписать контракт. Также серьезно сократились сроки обработки протокола разногласий.
  6. Совсем сильно поменялся порядок проведения закрытого электронного аукциона. Впрочем, есть шанс, что ПП №1428 снова продлят, и тут все не особо изменится.
Изменился и порядок проведения запроса котировок в электронной форме
  1. Годовой лимит закупок запросом котировок увеличен до 20% от СГОЗ, а для тех заказчиков, у кого СГОЗ не превышает 500 млн. руб. этот лимит составит 100 млн. руб. Отсюда, кстати, вывод, что некрупные заказчики, со СГОЗом в 100-120 млн. руб. могут полностью перейти в следующем году на закупки запросом котировок. А что, процедура простая и быстрая. Удобно.
  2. Введены специальные запросы котировок для закупки лекарственных препаратов по торговому наименованию по решению ВК вместо отмененного запроса предложений. Причем для этих запросов котировок не действует ограничение как на НМЦК в размере 3 млн. руб., так и на годовой лимит в 20% от СГОЗ или 100 млн. руб.
В закупках у единственного поставщика хотелось бы отметить три момента:
  1. С 01.07.2023 отменяется возможность назначать единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 региональным актом. Все-таки региональным лоббистам удалось существенно оттянуть вступление этой нормы в действие!
  2. В закупках по ч. 12 ст. 93 (электронные закупки на сумму до 3 млн. руб.) появилось упоминание о протоколе признания участника закупки уклонившимся от подписания контракта. А значит, при уклонении участнику здесь грозит РНП. Раньше это было неочевидно.
  3. Прописан механизм заключения контракта с единственным поставщиком по п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 в случае, если конкурентная закупка признана несостоявшейся из-за отсутствия участника, с которым можно заключить контракт.
Последний момент требует особого внимания: итак, если конкурентная закупка не состоялась из-за отсутствия заявок, заказчик не обязан проводить следующую конкурентную закупку. Он может просто заключить контракт с единственным поставщиком. С любым, с которым захочет. И которого, в отдельных случаях, согласует контрольный орган. Крайне интересная и удобная возможность!
Вот очень короткий обзор очень важных изменений. И хотя до вступления новых норм в силу остается еще больше 5 месяцев, готовиться надо начинать уже сейчас.
Вероятно, придется перестраивать организационную структуру тендерного отдела, сокращать или изменять процедуру согласования подачи ценовых предложений и подписания контракта с руководством и производителем. Я уже не говорю про заказчиков, которым точно нужно начинать подготовку прямо сейчас.

И тогда все получится, и работать станет действительно проще. Поскольку Оптимизационный пакет, не смотря на некоторую громоздкость и пару принципиальных нестыковок, получился неплохим.
Запишитесь на тренинг Константина Петухова