Экспертное мнение

Обзор изменений в организации закупок лекарственных препаратов, вступивших в силу и планируемых, в апреле 2021 года


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Традиционно, упоминаю здесь только те изменения, которые существенны для поставщиков лекарственных препаратов по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Серьезнейшие вопросы квотирования и контроля, которые осложняют работу заказчика, оставим до следующих статей.

Итак, на мой взгляд, наиболее неожиданной новостью стала невозможность (надеюсь, что временная) электронных закупок лекарственных препаратов у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ на сумму до 3 млн. руб.

Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Не скрою, рекомендовал на тренингах использовать эту форму закупок для отстраивания от конкурентов. Дело в том, что товар в этом случае закупается строго по КТРУ (с возможными дополнительными требованиями заказчика), и никаких эквивалентных лекформ, а также кратных и некратных эквивалентных дозировок в данном случае не предусмотрено.
Т.е., например, Паклитаксел концентрат и Паклитаксел лиофилизат – это разные коды КТРУ и, закупая один из препаратов, заказчик не должен предусматривать возможность поставки второго. Да что - «не должен»? Просто не сможет! Функционал ЕИС не позволит.

В общем, закупка перспективная. Особенно, если годовой лимит поднимут. Но для лекарственных препаратов на момент написания статьи неприменимая. Какие-то технические проблемы по взаимодействию электронных площадок и ЕИС в части выбора «лекарственных» КТРУ. Будем надеяться, что проблемы не фатальные, и в обозримом будущем все наладится.
Что касается закупки лекарственных препаратов с 1 апреля 2021 года новым запросом котировок в электронной форме с НМЦК до 3 миллионов рублей, то тут процесс уже пошел. И извещения есть, и заключенные контракты.
Хочется только обратить внимание на некоторые особенности участия в этой процедуре:
Во-первых, теперь в составе котировочной заявки необходимо прикладывать копию фармлицензии или выписку из реестра.
А во-вторых, из-за сверхкороткой процедуры подписания контракта (один рабочий день на поставщика и один – на заказчика) вкупе с отсутствием протокола разногласий, возникают риски получения от заказчика неправильно оформленного контракта, с которым не очень понятно, как поступать.
На обжалование действий заказчика при подписании контракта остается один день. А значит, при подаче жалобы, ФАС просто не успеет рассмотреть ее даже предварительно. Не подписать неправильный контракт – тоже не вариант. Заказчик должен будет признать победителя уклонившимся и направить документы в комиссию по РНП.
Резюмируя особенности этой процедуры, хотел бы порекомендовать не участвовать в подобных закупках, объявленных заказчиками, с которыми нет положительного опыта предыдущей работы. Очень велики риски.
Также из существенных для поставщиков новостей стоит отметить ожидаемый переход на добровольное электронное актирование при работе с частью заказчиков (федеральные главные распорядители бюджетных средств и подведомственные им организации, включая Минздрав и ФМБА). С проектом соответствующего распоряжения можно ознакомиться по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=114571
При этом в проекте предусматривается возможность, а не обязательность электронного актирования для поставщика. Ожидаемая дата начала действия распоряжения – 1 мая 2021 года.
Ну и наконец стоит обратить внимание на новый типовой контракт на поставку лекарственных препаратов, который обязателен к применению при всех конкурентных закупках лекарственных препаратов, извещения о которых будут размещены начиная с 29 апреля 2021 года. В новом типовом контракте, кстати, предусмотрена возможность применения электронного актирования при согласии сторон. Также действие нового типового контракта распространяется на закупки всех лекарственных препаратов, в отличие от предыдущего варианта, под который, вообще говоря, не попадали вакцины, токсины и анатоксины.
Что касается изменений в закупках лекарственных препаратов по 223-ФЗ, то тут для поставщика является существенным появившаяся обязанность заказчика прописать у себя в Положении о закупках порядок обоснования НМЦД.
Напомню, раньше заказчик мог ограничиться порядком формирования НМЦД, что, конечно, не одно и то же. Обоснование подразумевает конкретный механизм расчета цены и ссылку на ценовые источники.
Соответствующие изменения были внесены в 223-ФЗ Федеральным законом от 05.04.2021 № 86-ФЗ, согласно которому заказчики обязаны в течение 90 дней с момента вступления в силу 86-ФЗ внести соответствующие изменения в свои Положения о закупках.
Ну и конечно, мы ждем в апреле-мае принятия Оптимизационного пакета поправок в 44-ФЗ в втором чтении, которое практически полностью определит окончательное содержание документа. А содержания там много, и очень важного. Чего стоит одна отмена института единственных поставщиков (в т.ч. лекарственных препаратов и медизделий) в регионах!
Но об этом – в следующем обзоре.

Запишитесь на тренинг Константина Петухова