Экспертное мнение

Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств
по итогам 2018 года

КОЛИЧЕСТВО ОПУБЛИКОВАННЫХ АУКЦИОНОВ

В 2018г было опубликовано почти 410 тыс. заказов на закупку лекарственных средств для нужд ЛПУ по всей территории России, что на 12% выше количества опубликованных аукционов в 2017г.

Количество отмененных тендеров выросло с 44 до 75 тысяч аукционов (на 70%), количество завершенных аукционов – на 3%.

Доля завершенных аукционов – 80,6%, что на 7% меньше чем было в 2017г. (87,9%).

Доля отмененных заявок в 2018г выросла до 18% с 12% в 2017г.


ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА, 2014-2018гг,
ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ
АУКЦИОНЫ КП «ВОРОНЕЖФАРМАЦИЯ» (справочно)
ОБЪЕМЫ ЗАВЕРШЕННЫХ АУКЦИОНОВ: ЦЕНА ЗАКАЗА И ЦЕНА ПОБЕДИТЕЛЯ, МЛРД РУБЛЕЙ
«Всплеск» объемов разыгранных торгов в 2016г вызван ожидаемыми в конце 2016г изменениями в торгах, проводимых по закону ФЗ-223, которые должны были начать действовать с 1 января 2017г.
В связи с этим заказчики, исторически работающие по закону ФЗ-223, постаралась разыграть или опубликовать как можно большее количество своих аукционов до начала 2017г.

В 2017г таких ожиданий не было и общие показатели вернулись к долговременному тренду небольшого ежегодного прироста.

В 2018г бюджетный рынок ЛС снова начал расти хорошими темпами – 18% к показателям 2017г.


ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ, 2014-2018гг
ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ, 2014-2018гг,
% от общего количества тендеров
ЗАВЕРШЕННЫЕ АУКЦИОНЫ, 2018г
ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ 2014-2018гг
По способу размещения заказа тендерный рынок выглядит с одной стороны достаточно разнообразным, с другой стороны он преимущественно разделен между тремя основными способами размещения заказа. Неизменным за весь анализируемый период времени является рост закупок в рамках категории «открытый аукцион в электронной форме», но в 2016г этим способом было размещено 67,0% от общего объема заказов в денежном выражении, его доля уменьшилась на счет резкого роста доли закупок по ФЗ-223. В 2017г доля торгов в рамках категории «открытый аукцион в электронной форме» составила 73,7% от общего объема закупок. В 2018г тенденция увеличения значимости ФЗ-223 продолжилась плюс появились новые формы размещения заказа (СПИК). Доля торгов в форме открытого аукциона составляет 72,1% в 2018г.

СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ 2018г
За весь период с 2013г по 2018г способ размещения заказа «Закупка по 223-ФЗ» является вторым по популярности способом размещения. Этим способом в 2015г было размещено заказов на 53,2 млрд. рублей, что составило 14,3% всех закупок. В 2016г этот способ размещения заказа сильно возрос за счет активности в 4-ом квартале. Доля тендеров по ФЗ-223 в 2016г составила 30,6%. В 2017г доля размещенных по ФЗ-223 составила 14,2%, в 2018г доля торгов по ФЗ-223 еще подросла – до 16,8%.

Закупки по категории «44-ФЗ контракт с единственным поставщиком» занимают третье место по популярности среди заказчиков – 5,4% от общего объема завершенных аукционов.

Также в 2017-2018гг было разыграно два специальных инвестиционных контракта (СПИК) в Москве на поставку онкологических препаратов с условием создания производства (5-6% от общих объемов).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА, 2018г

Наибольшее количество проводимых аукционов в 2018г принадлежит Центральному федеральному округу, на его долю приходится более половины проведенных торгов – 53% (239,4 млрд рублей). Это значительно больше показателей прежних лет, до 2017 доля ЦФО составляла 42-43%. Еще около 11% аукционов на сумму 50 млрд рублей были проведены в Приволжском ФО; на третьем месте находится Сибирский ФО (8%, 38,6 млрд. рублей). Общее распределение повторяют картину 2017г.

СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПО ФО, 2018г
В структуре способов размещения заказов наблюдается некоторая разница по географическому принципу. В Северо-Западном ФО 85% приходится на открытый аукцион в электронном виде, 8% на закупки по ФЗ-223, остальные формы практически не используются.

В Приволжском и Сибирском ФО велика доля закупок по ФЗ-223 (32% и 34% соответственно), происходит это, в основном, из-за специфики закупочной политики в Нижегородской области, Республике Татарстан и Красноярском крае. При этом более низкая доля закупок приходится на открытый аукцион в электронном виде

Центральный округ отличается высокой долей закупок у единственного поставщика (8%), также только в Москве есть такая форма как СПИК (9%).

КАТЕГОРИЯ ЗАКУПОК ПО ЗАВЕРШЕННЫМ АУКЦИОНАМ, 2014-2018гг
КАТЕГОРИЯ ЗАКУПОК. КОММЕНТАРИИ
В период 2013-2018гг постепенно растет закупочная активность в рамках «Национального календаря прививок». Объем закупок по программе вакцинопрофилактики увеличился более чем в три раза: с 4,5 млрд рублей в 2013г до 15 млрд рублей в 2017г в небольшим снижением объемов в 2018г (13,3 млрд рублей) в ценах победителей.

Также в 2018г можно отметить значительный прирост закупок лекарственных средств в рамках Федеральной программы «7 нозологий» (в конце 2018г в программу включены 12 нозологий). Закупки в рамках этой программы в 2017г вернулись на уровень 44-46 млрд рублей после «провала» в 2016г, в 2018г объемы финансирования программы значительно выросли – до 60 млрд рублей (прирост 30%).

В 2017г в отдельную категорию выделены закупки антиретровирусных препаратов «ФЦП Гепатит В,С/ВИЧ», в 2018г объемы закупок остались на уровне 2017г 924,3 млрд рублей).

И госпитальный, и льготный сегменты показывают хорошую динамику прироста объемов рынка в 2018г. Госпитальные закупки выросли на 17%, а закупки для обеспечения населения льготными лекарствами – на 28%.

В целом все сегменты рынка либо растут либо остаются на прежнем уровне.

Если в тендерной документации не указана категория закупки или её не удалось идентифицировать при изучении данных тендера, то такие заказы были отнесены к категории «Прочее» (объем такой категории заметно вырос за последние годы). Анализ некоторых критериев и характеристик во многом затруднен в связи с неполнотой данных заявленных в конкурсной документации.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, 2018г

Основным источником финансирования заказов за весь анализируемый период является «Федеральный бюджет», объемы которого выросли в 2018г – с 128

млрд рублей в 2017г до 141 млрд рублей (рост 10%). Немного выросло количество закупок за счет регионального бюджета и ФОМС.

При общем росте абсолютных показателей доля федерального финансирования немного сократилась – с 46% до 42,6% (федеральный бюджет + ФОМС).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕННЫМ АУКЦИОНАМ, 2014-2018гг
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, 2018г
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ. КОММЕНТАРИИ
На предыдущих слайдах проанализирована схема бюджетирования закупок по федеральным округам. Значительная доля в финансировании за счет средств федерального бюджета сохраняется только в Центральном федеральном округе (55% от общего объема заказов), поскольку именно к ЦФО относится финансирование федеральных программ льготного лекарственного обеспечения, а также центральных военных госпиталей, расположенных в Москве и Московской области.

Средства регионального бюджета используются при финансировании наиболее активно в Дальневосточном округе (43%) и Уральском ФО (39%), наименьшая доля регионального финансирования наблюдается в Приволжском округе (22%). Специфическая картина распределения источников финансирования в Приволжском округе вызвана тем, что основной объем закупок в Нижнем Новгороде проводится через областную фармацию

И маркируется как средства бюджетного учреждения (36%). Аналогичная ситуация в Татарстане и Красноярском крае.

Средства ФОМС наиболее востребованы в Северокавказском округе (39%), при этом в СКФО очень мало задействован такой источник финансирования как средства бюджетного учреждения (9%). Также редко средства самого учреждения используются только в Дальневосточном округе (9%).

Муниципальные источники финансирования в значимом объеме задействованы в Северо-западном (8%) и Центральном (6%) округах, связано это с финансированием ЛПУ Москвы и Санкт-Петербурга.
ТОП-20 ЗАКАЗЧИКОВ 2018г
В течение последних четырех лет в тендерных закупках на поставку ЛС участвовало более 11 тысяч различных заказчиков (без учета категории множественные заказчики), в 2018 году заказчиков было чуть менее 8 тысяч. Совокупно 50 крупнейших заказчиков аккумулируют 61% (276 млрд рублей) объема всех бюджетных поставок ЛС по России. Главную строчку рейтинга занимает Министерство здравоохранения РФ, на долю которого в 2018г пришлось 21,5% от общего объема закупок ЛС.

Если учесть все структуры Департамента здравоохранения Москвы, которые участвуют в закупках, то это объединение займет 2-ое место по суммарным объемам (ДЗМ, ГКУ АЗКС, ЦЛОиКК ДЗМ) – 48 млрд рублей (11%). Общая картина практически не отличается от распределения закупок в 2017г.

Единственное отличие – из Топ-20 исчезли ЛПУ, а лидирующие позиции занимают закупки от лица Минздравов.

ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2018г
В 2018г в поставках по разыгранным аукционам участвовало около 2500 поставщиков различного уровня. На долю ТОП-50 поставщиков приходится 64% объемов поставок в денежном выражении (порядка 291 млрд. рублей) без учета позиции множественный победитель. По сравнению с 2017г количество участников практически не изменилось, также как и совокупные объемы лидеров рынка (ТОП-50).

Как и в 2017г рейтинг возглавляет не компания АО «Р-Фарм», а ПАО «Фармстандарт», поставки которой составили 41 млрд рублей (9% от общего объема закупок лекарственных средств). АО «Р-Фарм» переместилось на второе место с совокупным объемом поставок 37 млрд рублей (8%), третье место разделяют ПАО «Фармацетический экспорт, импорт» (5% и 21 млрд рублей) и ОАО Нацимбио (5% и 22 млрд рублей).

В разрезе наиболее крупных субъектов РФ – федеральных округов, рейтинги дистрибьюторов значительно разнятся. Если в Центральной России и Поволжье лидерами поставок в большинстве случаев являются дистрибьюторы федерального значения, то Юг, Урал, Сибирь, Северо-Запад, Дальний Восток и Северный Кавказ в большей степени обеспечиваются поставщиками межрегионального и регионального значения.

ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2018г
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ и ПРИВОЛЖСКИЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2018г
СИБИРСКИЙ и ЮЖНЫЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2018г
УРАЛЬСКИЙ и СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО
ТОП-20 ДИСТРИБЬЮТОРОВ 2018г
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ и СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФО
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, 2018г
В 2017г произошло снижение объемов проводимых аукционов по сравнению с 2016г. Это снижение вызвано большим количеством тендеров, разыгранных в конце 2016г в ожидании изменения правил проведения торгов с 1 января 2017г. Желание многих заказчиков опубликовать и разыграть аукционы по привычным правилам привело к резкому увеличению всех рыночных показателей в 2016г по сравнению с 2015г. В 2017г таких ожиданий у заказчиков не было, плюс часть необходимых закупок уже была разыграна в 2016г, поэтому 2017г в сравнении с 2016г демонстрирует падение основных объемов и количества участников (в частности, компаний-дистрибьюторов).

В 2018г ситуация выровнялась и стала соответствовать долговременному тренду на постепенный рост общих объемов закупок. В целом рынок вырос на 18%, наиболее ощутимо выросли сегменты льготного обеспечения – ФП 7(12) нозологий на 30% и «льготные закупки» (28%), госпитальный сегмент вырос на 17%, остальные сегменты не уменьшились.

В структуре лотов четко прослеживается тенденция постепенного увеличения доли монолотов (до 74%) и однопозиционных лотов (64%).

В 2017г впервые за несколько предыдущих лет АО «Р-Фарм» уступил лидерство в общих объемах бюджетных закупок и на первое место вышла компания ПАО «Фармстандарт. В 2018г ПАО «Фармстандарт» также возглавляет общероссийский рейтинг бюджетных закупок ЛС. АО «Р-Фарм» сохранил лидерство только в Приволжском федеральным округе, по остальным округам он перестал возглавлять рейтинги. В целом, на территории РФ нет сейчас одной дистрибьюторской компании, являющейся безусловным лидером, по всем округам картина отличается и рейтинговые списки сильно разнятся.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, 2018г
Как новую тенденцию можно отметить все бОльшую централизацию закупок, впервые в 2018г в топ-20 заказчиков не попало ни одно крупное ЛПУ. РОНЦ им. Блохина провел в 2018г аукционов на 530 млн рублей, тогда как в 2017г их было на сумму 1 млрд рублей. ФГБУ ФНКЦ ДГОиИ имени Дмитрия Рогачева также снизил закупки с 1,8 млрд рублей в 2017г до 0,7 млрд рублей в 2018г. Самые большие закупки среди заказчиков-ЛПУ были зафиксированы для ГБУЗ СПб КНПЦ СВМП (онкологический) -1,5 млрд рублей против 1,2 млрд рублей в 2017г.

В июне 2018г опубликован аукцион, который по нашей базе относится к новому способу размещения заказов – «Специальный инвестиционный контракт (СПИК)». Это аукцион №0173200001418000743 «Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства лекарственных средств на территории города Москвы» с начальной максимальной ценой в 22,6 млрд рублей до 2028г, победитель ООО «Р-Опра» с ценой контракта 18,4 млрд рублей, заявка была единственной. Первый подобный аукцион был проведен 19 сентября 2017г, НМЦ составляла 29 млрд рублей, цена победителя в итоге остановилась на 14 млрд, выиграл конкурс ЗАО Биокад как единственный участник, заявка АО «Р-Фарм» была отклонена, срок действий контракта – до 2027г.

В целом, в 2018г продолжаются основные тренды и тенденции, происходящие на протяжении последних 5-6 лет. Общие объемы рынка растут, структура распределения и затрат принципиально не меняется.