Экспертное мнение

Особенности аналитики закупок лекарственных препаратов по планам-графикам

Для тех, кто не очень представляет себе систему планирования закупок по 44-ФЗ, в начале - небольшой ликбез. Заказчик осуществляет закупки на основании двух документов: плана закупок и плана-графика. План составляется на три года и каждый год корректируется, а план-график – на один год. Обычно эти документы размещаются в ЕИС одновременно или с лагом в несколько дней: сначала план, а за ним – план-график.


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Поскольку невозможно планировать закупки, не зная объемы выделяемых государством средств, то планы и планы-графики появляются в ЕИС в течении примерно 2 недель с момента получения заказчиком информации о доступных ему лимитах бюджетных обязательств или размерах субсидии.

Итак, к концу декабря – началу января плановые документы приняты, подписаны и размещены в ЕИС. Это если все пошло нормально. Правда, нормально бывает далеко не всегда. Например, в прошлом, 2017 году к 28 февраля 70% заказчиков не смогли разместить свои плановые документы из-за введенного с 1 января казначейского контроля этих документов. Казначейство просто не справилось с резко увеличившимся объемом работы.


Однако, предположим, что все плановые документы размещены и доступны для обозрения. Как поставщики лекарственных препаратов могут их использовать?
Начнем с того, что план закупок для поставщиков совершенно бесполезен, поскольку составляется с учетом укрупнения статей по первым четырем цифрам ОКПД-2. А значит, все интересующие нас закупки спрятаны в двух строках:
- 21.10 - субстанции фармацевтические (в т.ч. витамины и антибиотики);
- 21.20 – препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях.
При этом извлечь из плана закупок информацию по интересующему нас препарату невозможно в принципе.
Итак, планы закупок оставляем заказчику – они ему нужны для учета средств, расходуемых на закупки. Другое дело – планы-графики. В этих документах каждая закупка прописана отдельной строкой, которая содержит информацию об объекте закупки, закупаемом количестве препарата, начальной максимальной цене контракта, дате размещения извещения о закупке, сроке действия контракта.
По сути, это вся информация, которая нам нужна для планирования участия в закупках. Особенно учитывая, что с 1 января 2018 года заказчик обязан прописывать в описании объекта закупки МНН, лекарственную форму и дозировку закупаемого препарата.


Казалось бы, планируй – не хочу! Однако, есть три момента, которые надо учитывать при анализе:
  1. Заказчик, даже если это небольшое ЛПУ, планирует закупки сотен, если не тысяч препаратов. Анализировать такой объем данных вручную – напрасный труд. Обязательно нужна компьютерная аналитика, которая вычленит из общей массы расположенных в ЕИС планов-графиков информацию о закупках конкретными заказчиками конкретных МНН, да еще и в интересующих вас объемах, чтобы не возиться с мелочевкой по пять упаковок. Для таких целей идеально подходят, например, аналитические инструменты, предлагаемые HWcompany.
  2. План-график не является статичным, принятым раз и навсегда. Менять его заказчик может неограниченное количество раз, причем, в том числе, «по причинам, которые невозможно было предусмотреть при его составлении». Например, при возникновении потребности в каком-либо препарате. С одной стороны – это хорошо. Если вы не успели к планированию, у вас остается шанс предложить заказчику свой препарат в течение года. А с другой стороны – это свойство планов-графиков требует регулярного мониторинга, опять-таки, средствами адекватной компьютерной аналитики.
  3. И, наконец, последнее – не все строки плана-графика соответствуют реальным закупкам. Часть строк – это так называемая экономия, остатки запланированных средств, образовавшиеся в результате падения цены по итогам проведения, например, электронного аукциона. Заказчик пока не знает, куда он направит экономию, вот и висит эта строка. Решит заказчик, как израсходовать образовавшиеся средства, строка исчезнет, и вместо нее появится строка или строки, соответствующие реальным закупкам. Определить, какая из закупок реальная, а какая – временно размещенная, невозможно без личного контакта с контрактным управляющим. При условии, что он захочет на этот контакт пойти, естественно.
Итак, резюмируя: планы-графики – вещь исключительно полезная для анализа рынка и планирования продаж. Однако, для эффективного их использования вам просто необходимы хорошая компьютерная аналитика и выстроенные контакты с контрактными управляющими интересующих вас заказчиков.

Запишитесь на тренинг Константина Петухова