Экспертное мнение

С новым сорок четвертым!


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
На самом деле все не так драматично, хотя изменения в 44-ФЗ, внесенные Федеральными законами от 1 мая 2019 г. 70-ФЗ и 71-ФЗ, достаточно серьезны.
Чтобы оценить все последствия реформы, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами Правительства и профильных министерств, которые будут приняты под новые нормы закона. Но кое-что понятно уже сейчас.
Ниже вы найдете обзор изменений в 44-ФЗ, которые вступают в силу с мая по октябрь 2019 года, в разрезе государственных закупок лекарственных препаратов.
Чтоб не усложнять текст, в обзоре пропущены моменты, которые относятся исключительно к заказчикам, и мало влияют на поставщиков.
Итак, что же может быть интересно дистрибьюторам и производителям лекарственных препаратов в новой версии 44-ФЗ?
1. С 1 июля 2019 г. сокращен до одного дня промежуток между внесением изменений в план-график закупок и публикацией нового извещения (или заключением контракта с единственным поставщиком). Таким образом, публикация извещения о проведении электронного аукциона с НМЦК, повышенной согласно нормам приказа Минздрава № 871н, технически будет возможно через один день после объявления предыдущего аукциона несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Если, конечно, ЕИС не затормозит процесс.

2. Со следующего года у заказчика не будет планов закупок и, что важно для поставщиков, сильно упрощаются планы-графики. В новой версии этого документа отсутствует информация об объемах закупаемого товара и не предусмотрено описание объекта закупки (есть только наименование). Впрочем, в законе присутствует ссылка на «иную информацию, определенную порядком формирования, утверждения и изменения планов-графиков, который будет принят Правительством РФ», так что структура новых планов-графиков еще до конца не сформирована.
В общем, ждем соответствующее постановление Правительства. Хотелось бы видеть в планах-графиках максимально подробное описание будущей закупки. Жалко расставаться с таким удобным объектом аналитики.
3. При закупках у единственного поставщика по пунктам 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ с 31 июля 2019 г. заказчику не надо будет обосновывать НМЦК. Соответственно, и референтную цену в этих случаях по 871н приказу Минздрава тоже использовать не будет необходимости.
А в случае несостоявшегося аукциона из-за отсутствия заявок запроса предложений, заказчик, получив согласие контрольного органа, может просто заключить контракт с единственным поставщиком по своему выбору.
4. Интересные возможности появляются у заказчика с 1 июля 2019 г. в части заключения контракта без торгов. Если контракт с победителем закупки расторгнут, причем по любому основанию, заказчик может заключить контракт с участником, занявшим второе место. При согласии этого участника, естественно. При этом контракт заключается по ценовому предложению участника № 2, но за вычетом объемов, исполненных победителем закупки до момента расторжения контракта.
5. С 1 октября 2019 г. заказчик сможет объявлять закупку лекарственных препаратов без указания объема поставляемого товара. По остальным группам товаров, работ и услуг такая возможность появится раньше, уже с 1 июля. При этом в документации указывается начальная максимальная цена единицы (или суммы единиц в случае мультилота) лекарственного препарата, а также максимальная сумма контракта. Торги при этом идут на снижение стоимости единицы (суммы единиц) товара.

Честно говоря, это норма не слишком хороша для поставщиков. У заказчика появляется совершенно легальная возможность не выбирать полностью законтрактованный объем товара. Объявить, например, закупку с максимальной ценой контракта, соответствующей десяти тысячам упаковок, отыграть с соответствующим падением в цене, а потом по заявкам забрать только сто упаковок. И на этом закрыть контракт.

6. Увеличены предельные размеры контрактов при закупках у единственного поставщика. С 1 июля по п. 4 ч. 1 ст. 93 контракт можно будет заключать на сумму до 300 тыс. руб., а по п. 28 – на сумму до 1 млн. руб., что фактически ликвидирует потребность заказчика в такой закупке, как запрос предложений. К сожалению, пока годовой лимит по п. 4 остался без изменений.
А с 31 июля наступит очередь закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93. Максимальный размер контракта увеличится до 600 тыс. руб., при годовом ограничении в 5 млн. руб. или 50% от СГОЗ (совокупного годового объема закупок), но, в любом случае не более 30 млн. руб.
7. С 12 мая 2019 г. сокращен срок обжалования в ФАС действий/бездействия заказчика. Теперь жалобу надо успеть отправить в течение пяти дней с момента публикации соответствующего протокола. А ФАС, в свою очередь, теперь будет рассматривать документы на включение недобросовестного поставщика в РНП в течение пяти дней вместо десяти.
8. Увеличена с 3 млн. руб. до 300 млн. руб. предельная граница НМЦК для «быстрого» аукциона. С 1 июля 2019 г. при НМЦК, меньших 300 млн. руб., на подачу заявок отводится не менее 7 дней, а на рассмотрение первых частей заявок – всего 1 рабочий день. Кстати, и электронные торги теперь будут объявляться на следующий рабочий день после окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
9. И, наконец, последнее из существенных, на мой взгляд, изменений. Если с 1 июля 2019 г. участник закупки, предназначенной только для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, может подтвердить свою добросовестность, предоставив три исполненных за последние три года без штрафов и пеней контракта, сумма которых не меньше НМЦК текущей закупки, то такой участник освобождается от уплаты обеспечения исполнения контракта.
Согласитесь, не плохо!
Резюмируя, можно сказать, что некоторые нормы 44-ФЗ серьезно упрощены. Гуманизированы, так сказать. Хотя, очень многое будет зависеть от последующих подзаконных актов, постановлений Правительства и приказов профильных министерств.

Как бы все на этом этапе не отыгралось назад. Посмотрим…

Запишитесь на тренинг Константина Петухова