Экспертное мнение

Закупки лекарственных препаратов государственными аптеками после 1 июля - проблема и возможные пути решения


Константин Петухов
Директор Института технологии экономического развития, бизнес-тренер, сертифицированный преподаватель ЭТП "РТС-Тендер".
Уже совсем скоро наступит 1 июля, и те заказчики, которые закупают лекарственные препараты по 223-ФЗ, не смогут больше использовать торговые наименования при описании объекта закупки.
Ну, скажем, для ЛПУ лазейки в законе есть - просто надо будет обосновывать потребность в данном лекарственном препарате. Для 223-ФЗ пока нет аналога Постановления № 1380, так что сгодиться любое обоснование: и результаты клинических исследований, и детская практика, и вспомогательные вещества. С лекарственными формами и дозировками тоже можно будет поработать.
Совсем другая ситуация в государственных аптеках, для которых и обоснование придумать сложно (покупают-то не для себя, а на продажу), и закупать по МНН невозможно - вчистую проиграют коммерческим аптекам.
А у государственных сетей, как ни крути, важная социальная функция - поддерживать аптечные пункты в "глухих" районах за счет коммерчески успешных центральных аптек.
Не очень понятно, что делать в подобной ситуации, кроме как апеллировать к государству.
Первая, хотя и запоздалая, попытка сделана в Красноярском крае.
По информации Vademecum, местное Законодательное собрание обратилось в правительство и Госдуму с просьбой дополнить 223-ФЗ исключениями из общего запрета закупок по торговому наименованию.
Заксобрание предлагает позволить государственным аптекам закупки лекарственных препаратов и мед.изделий по торговому наименованию, чтобы государственные аптечные сети (в Красноярском крае – АО «Губернские аптеки») смогли на равных конкурировать с коммерческими аптечными сетями.
Идея, конечно, неплохая, но уж больно долго реализуемая. Внести изменения в действующий закон – это минимум семь месяцев. Примерно столько, кстати, понадобилось в 2017 году, чтобы перевести государственные аптеки с закупок по 44-ФЗ обратно на 223-ФЗ.
Так что может все и сложится, но точно не в ближайшее время.

А пока я предложил бы аптекам два способа закупок по торговому наименованию, не противоречащих новой редакции закона:

Во-первых, никто не отменял закупки у единственного поставщика, размер которых, как и основания для выбора такой формы закупки, регулируются в 223-ФЗ исключительно Положением о закупке заказчика. Да, Положение еще должна согласовать вышестоящая организация, но, думаю, с учетом сложившихся обстоятельств, проблем тут не будет. Уж раз Заксобрание озаботилось ситуацией, неужели краевой Минздрав, как учредитель, не будет сотрудничать в ее решении?
Во-вторых, новая редакция 223-ФЗ позволяет закупать по торговому наименованию «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик объекта закупки». Возможно, стоит использовать этот пункт, опираясь на результаты маркетинговых исследований о предпочтениях покупателей, или на результаты продаж за предыдущий год. Скажем, если есть данные о том, что определенный процент покупателей предпочитает ТН-1, а другой процент - ТН-2, то именно в такой пропорции и следует закупать товар. Именно эта пропорция и будет таким описанием объекта закупки, альтернативу которому не придумаешь. Спорно, конечно, но другие пути решения проблемы, как минимум, не очевидны.
Ну и, безусловно, в перспективе проблему надо решать на законодательном уровне. Если государство в принципе заинтересовано в работе сети государственных аптек, обеспечивающих лекарствами, в том числе, коммерчески-непривлекательные удаленные районы.
Запишитесь на тренинг Константина Петухова